Композиция портрета

Композиция предполагает расположение на поверхности рисунка элементов, составляющих изображение, которое мы хотим представить. Здесь нет жестких правил (за исключением, пожалуй, «золотого сечения»), а скорее принципы, связанные с нашим визуальным восприятием, то есть единство, контраст и баланс. Композиция портрета диктует необходимость сразу же сделать выбор: нарисовать фигуру целиком или только голову, и в этом случае — анфас, профиль, три четверти; поместить модель в какую-то обстановку или изолировать ее нейтральным «фоном»; определить размер рисунка и то, в каком стиле он должен быть — портретном или пейзажном, и так далее. Вам нужно привыкнуть делать много маленьких набросков для оценки этих проблем, как я предлагаю на следующих страницах. А пока внимательно посмотрите на приведенные ниже эскизы, в которых используются «хитрости профессии», чтобы направить вас в начале работы, но не позволяйте себе привязываться к традиционным и стереотипным формулам — экспериментируйте с оригинальными и необычными композициями.

.

Formula For Drawing Faces
Рисование выражений лица

1 В портрете анфас голова должна располагаться не прямо в геометрическом центре страницы, а немного выше, оставляя более или менее одинаковое пространство по бокам. Однако следите за тем, чтобы макушка головы не слишком близко подходила к краю страницы.

2 При портрете в три четверти лучше оставить больше места между передней частью лица и краем страницы, а не сзади.

3 Портрет в профиль выглядит лучше, если оставить много места перед лицом. По возможности избегайте «срезать» профиль головы сзади или делать так, чтобы он прилегал к краю страницы.

4 Склоненная голова может выражать подавленное настроение.

5-6-7 Портрет анфас с изображением субъекта на переднем плане может излучать силу и уверенность в себе.

8 Изображение снизу может сделать лицо свирепым, а отношение авторитарным. Поэтому его не рекомендуется использовать для портрета.

9 Необычного и вызывающего эффекта можно добиться, если лицо займет всю страницу.

Техника рисования лица
Life Drawings Faces

При работе с натуры всегда полезно тщательно изучить модель, зарисовывая голову в различных положениях и с разных точек зрения. Это позволяет оценить общий соматический аспект и выбрать позу и положение, которые наиболее точно и эффективно передают физиогномические особенности и «характер» субъекта.

Physiognomy And Manga Animation
Исследование рисунка лица
Face Drawing Study
Набросок головы склоненной

Для более спокойной работы вы можете, для начала, использовать фотографии, но рисование с натуры, безусловно, более эффективно. Кроме того, это позволит вам исследовать новые композиционные пути, «обходя» модель, чтобы уловить каждый маленький выразительный нюанс и овладеть общей формой, что так важно для достижения сходства. Выполняйте эти этюды простыми, «чистыми» мазками, стараясь передать общую структуру головы, а не эффекты кьяроскуро.

То же самое, что было описано на предыдущих страницах, относится и к полнофигурному портрету. На этой странице вы можете увидеть два этюда, которые я сделал (пером и тушью) для портрета маслом. Поза модели и окончательная композиция суммируются в рисунке на странице 29.

Композиция фигуры и лица

В полнофигурном портрете руки, как и лицо, имеют большое значение, и вам необходимо найти позу, которая была бы выразительной, но при этом передавала бы целое. Именно этот последний аспект я попытался исследовать в рисунках, представленных на этих страницах.

Рисунок лица

Этюд для портрета.

Рисунок пером и черными индийскими чернилами на бумаге, 33 x 48 см (13 x I9 дюймов). Правая рука, опирающаяся на стул, контрастирует с вертикальным направлением всех остальных частей фигуры и делает композицию более «динамичной».

Композиция выполнена в виде портрета.

Поделиться